Zero Waste и философия осознанного потребления

Для сохранения ресурсов нашей планеты необходимо пересмотреть и изменить свое отношение к привычным вещам, которые мы используем в повседневной жизни. Многие одноразовые предметы быта можно заменить на многоразовые и использовать их снова и снова, а не превращать в мусор и покупать новые. Производителям разнообразных товаров выгодно, чтобы покупатели приобретали новую одежду, обувь на один сезон, а затем, вновь, полностью обновляли гардероб, пили кофе из одноразовых стаканчиков, упаковывали покупки в яркие пластиковые пакеты, коробки. И так, до бесконечности. Но, общество потребления — это путь в никуда.

Цикл использования вещей следует продлевать, выбирая качественные предметы, которые будут служить во благо человека на протяжении долгого времени, а не отправляться на свалки и полигоны вскоре после приобретения.

Согласно статистике, до 90% материалов превращаются в отходы еще в месте их производства, а люди выбрасывают купленные товары в течение первых 6 месяцев с момента их приобретения.

Изменить сложившуюся ситуацию призвана циклическая экономика. Ее суть заключается в повторном применении ресурсов, добываемых и используемых людьми с минимумом отходов.

Изменить привычный уклад невозможно в одночасье, это длительный процесс, который требует вовлеченности, терпения и понимания сути. Именно круговая экономика является основой концепции Zero Waste.

Философия Zero Waste

Движение Zero Waste заявило о себе миру и стало развиваться в 1998—2002 гг. Внимание активистов сосредоточено на структуре и системе поведения в направлении уменьшения экологического следа.

Существует интернет-ресурс ZW International Alliance, на котором можно найти список сообществ — создателей политики по продвижению концепции «ноль отходов» в массы.

В 2008 г. при помощи данного понятия активисты стали рассказывать о методах создания различных материалов и работы с отходами. Жительница США с французскими корнями Беа Джонсон провела эксперимент по применению «безотходной» философии на практике. Она стала делиться своими успехами в интернете, оставляя заметки в блоге ZW Home.

В 2010 г. статью американки напечатали в New York times. Так, концепция начала превращаться в популярное движение. Спустя три года Джонсон выпустила книгу ZW Home: The Ultimate Guide to Simplifying Your Life by Reducing Your Waste, в которой подробно, с примерами описала пять базовых правил по обращению с бытовыми отходами. Позже книга была переведена на разные языки мира и стала практической инструкцией для всех, кому не безразлично будущее нашей Планеты.

Ключевая идея философии Zero Waste или ноль отходов — минимизация количества мусора.

Zero Waste и философия осознанного потребления

Данное течение базируется на пяти главных правилах (5R):

  • refuse — отказ от использования в быту одноразовых предметов;
  • reduce — сокращение потребления до необходимого минимума;
  • reuse — повторное использования предметов быта, одежды и др.;
  • recycle — вторичная переработка;
  • rot — превращение отходов органического происхождения в компост.

Правила 5R можно изобразить в виде пирамиды, в основе которой лежит отказ от одноразовых предметов в пользу многоразовых.

Как стать ближе к Zero Waste уже сегодня

Кардинально изменить привычный образ жизни и выработать новые привычки не получится сразу. Осознанно выбрав путь Zero Waste, следует начать с освоения и применения в повседневной жизни правил 5R. Нужно выбрать один из пунктов, проанализировать свое типичное поведение, понаблюдать за собой со стороны, затем понять, какие действия следует выполнять, чтобы скорректировать имеющиеся привычки и изменить их на новые. Например, можно установить главные источники отходов, которыми наполняется мусорное ведро или урна вне дома. Это могут быть упаковки от продуктов питания и напитков из магазинов, точек общепита, детские подгузники, очистки от овощей и фруктов.

Далее, нужно поискать дома и если нужно, приобрести многоразовые предметы, наличие которых поможет сократить количество регулярно производимого мусора.

Это могут быть:

  • тканевые сумки для походов в магазин;
  • сетчатые/другие многоразовые мешки для развесных товаров: кондитерских изделий, свежих и сушеных фруктов, овощей;
  • фляга/бутылка для питьевой воды;
  • термос/термокружка для горячих или прохладительных напитков;
  • ланч-бокс для перекусов на работе и на отдыхе вне дома.

Не стоит выбрасывать уже имеющиеся пластиковые контейнеры, полиэтиленовые пакеты. Они пригодятся для покупки и хранения продуктов, затем, подобные материалы можно сдать на переработку. Из отслужившей одежды и другого текстиля можно сшить сумки для покупок, сделать тряпочки для уборки дома.

Важно, чтобы использование таких многоразовых предметов вошло в привычку. Только потом, можно переходить к следующему пункту.

В супермаркетах, помимо пластиковых пакетов, покупателям предлагают бесплатные игрушки при приобретении товаров на определенную сумму, листовки и каталоги с информацией об акциях, специальных предложениях. Игрушка быстро надоест и будет собирать пыль на полке, а ознакомиться с календарем скидок можно в интернете: все крупные магазины выкладывают электронные версии своих каталогов в сеть.

Тоже самое касается флаеров, которые раздают на улицах и в торговых центрах, а также трубочек и бумажных салфеток в кафе и закусочных.

Бумажная упаковка экологична, но при ее производстве задействуется больше ресурсов, уничтожаются деревья, поэтому замена полиэтилена на бумагу идет в разрез с идеей «Zero Waste».

Современный человек привык пользоваться одноразовыми гигиеническими предметами и средствами в фабричных упаковках: бумажными носовыми платочками, ватными дисками и палочками, станками для бритья, шампунями, гелями для душа. Но, многое из этого списка можно заменить на многоразовые аналоги.

Zero Waste и философия осознанного потребления

В ванной комнате человека, который хочет стать ближе к жизни без отходов, вместо многочисленных бутылочек и коробочек со средствами для ухода должны быть лишь необходимые, преимущественно многоразовые вещи:

  • твердое мыло и шампунь (такие средства более экономно расходуются, имеют натуральный состав);
  • традиционные х/б носовые платки;
  • многоразовый бритвенный станок;
  • бамбуковая зубная щетка;
  • люфа для мытья тела;
  • мимикака для чистки ушей;
  • для девушек — менструальная чаша.

Любители кофе часто приобретают бодрящий напиток в кофейнях на вынос. Для этого используются одноразовые стаканчики. На первый взгляд они бумажные, но для герметичности, внутренняя поверхность емкостей покрыта пленкой. Такую тару практически невозможно переработать. Альтернативный вариант — использование термокружки с удобным клапаном, который не позволит напитку пролиться. В некоторых заведениях даже можно получить скидку при использовании собственной тары.

Вместо покупки воды в пластиковых бутылках стоит также иметь собственную, например, из нержавеющей стали. Достоинства этого материала: долговечность, легкость, простота в уходе, отсутствие посторонних привкусов в напитке.

Многие продовольственные товары можно купить на развес. Крупы, сухофрукты, заморозку лучше упаковывать в свои мешочки, а молочные продукты — во многоразовые контейнеры. Главное, чтобы емкости были чистыми.

Вместо пластикового пакета все покупки можно поместить в тканевую сумку. Но, в сетевых магазинах не все товары можно приобрести в свои емкости.

Купить свежие и качественные продукты на развес, без фабричной упаковки можно на рынках, сезонных ярмарках и у фермеров. Продукция добросовестных фермеров имеет сертификаты качества и проходит регулярные проверки.

Zero Waste и философия осознанного потребления

Главные преимущества продуктов питания от производителя:

  • свежесть;
  • натуральный состав;
  • вкус;
  • надлежащие условия выращивания;
  • возможность купить на развес.

На доставку местной продукции затрачивается меньше топлива. Этот фактор положительно влияет на конечную стоимость товаров и на количество вредных выбросов в атмосферу.

Постепенно, можно составить список торговых точек, в которых продаются весовые продукты, что позволит быстрее найти и приобрести все необходимое.

Минусы Zero Waste

Идеи ведения «безотходного» образа жизни понятны и эффективны, но придерживаться данной концепции на 100% невозможно. А стремление к неукоснительному соблюдению правил 5R может привести человека к стрессу, разочарованию, недовольству собой. Отказ от использования тех или иных вещей в быту не должен лишать комфорта, а минимализм — доходить до аскетизма. Гораздо больше пользы и удовольствия принесут реальные действия для улучшения экологии: раздельный сбор мусора, отказ от лишнего пластика, полиэтилена и другие меры.

Концепция Low Impact

Вследствие утопичности применения всех идей Zero Waste на практике возникло движение Low Impact. Автор идеи — Лимми Лукас, веган и интернет-блогер. Данная концепция более глобальна и направлена на снижение негативного воздействия человека на окружающий мир в целом.

Для приверженцев течения Low Impact важно:

  • в каких условиях были выращены фрукты, овощи;
  • был ли задействован детский труд при сборе сырья и производстве конечного продукта;
  • как влияют на окружающую среду использование личного автотранспорта, самолетов;
  • вопросы переработки;
  • ответственность производителей.
Главное отличие рассмотренных концепций — в фокусе внимания. В случае с Zero Waste — это стремление к минимизации отходов и отказ от лишнего; Low Impact — внимание к разным сферам жизни, стремление не причинять вред природе, людям и животным.

Возникновение и популярность подобных течений среди населения разных стран говорит о том, что проблемы экологии стоят достаточно остро и решать их нужно сообща, пока не стало слишком поздно.

Смотрите также

Понравилась статья? Поделись c друзьями! :)